Раскрыть меню
Мы перезвоним в самое ближайшее время

О личном бренде и проблемах фриланса

Интервью с экспертом
Когда люди приходят в социальные сети, они хотят видеть других людей - именно ради этого были созданы социальные сети.
Алёна Усачёва
Журналист, копирайтер-фрилансер, инстаблоггер @firefly.me
Консультант по основам smm, создатель пермской интеллектуальной игры "Ботва", педагог пермского Института повышения квалификации РМЦПК (создатель курса "Продвижение в Инстаграм" и педагог в курсе "Интернет-маркетинг");
Спикер Online Business Russia
-Алёна, здравствуйте! Рады видеть Вас в качестве нашего эксперта. К социальным сетям сейчас по-настоящему повышенное внимание. Поэтому, наверное, каждый второй мечтает освоить СММ, а каждый четвертый - уже СММщик. Расскажите, с чего начался Ваш путь к СММ?
Моя профессия совпадает с тем, что я люблю делать. По образованию я журналист - всегда любила писать тексты

Когда появился Инстаграм, мои клиенты, которым я писала тексты на сайты, пришли и сказали: «А что это за Инстаграм такой? Ты там что-то можешь?». Я сказала, что не могу, и продолжила себе писать тексты, но они всё приходили и приходили с этим запросом. Я подумала: «Разве мне не нужны деньги?» и полезла в Инстаграм - решила изучить это направление.

У меня тогда была своя танцевальная студия - я занялась ее продвижением. Тогда никаких курсов не было, приходилось все изучать по блогам в интернете. Я читала, внедряла, пробовала и белое, и серое: писала посты, ставила хэштеги, подписчиков накручивала, - и со временем стала что-то уметь, даже получила первых клиентов из Инстаграма.

Потом поняла, что надо бы создать курс по самым основам Инстаграма - такой «Инстаграм для чайников», что я и сделала. Сейчас веду свой курс, даю консультации: что писать, как писать, как себя позиционировать и т.д

Хотя я и имею представление, что такое СММ и как все это работает, занимаюсь в основном тем, что люблю и умею: контентом для соцсетей

- У Вас достаточно крупный блог в Инстаграм. Блог для Вас – это работа или хобби?
Изначально это было хобби. Мне есть что рассказать – у меня достаточно яркая и интересная жизнь, - поэтому мой блог посвящен в первую очередь путешествиям и активной жизни, а уже потом - созданию контента или написанию постов.

Со временем, когда люди стали меня читать, я стала получать много вопросов. Так ведение блога превратилось в работу, появились некоторые

коммерческие моменты. Сейчас я ставлю себе план - каждый день писать минимум по одному посту, также стараюсь отвечать на вопросы в директе.

Тем не менее, я это делаю не через силу - это такая работа с налетом хобби.
- Как фрилансер, с какими трудностями Вы сталкиваетесь?
Главная трудность, особенно для начинающих – искать себе клиентов. Фрилансер сам себе и исполнитель, и менеджер – мне приходилось нарабатывать себе базу клиентов, я это делала через биржи фриланса. На это ушло месяца 3-4. Брала заказы за копейки – работала не ради денег, а ради клиента.

Вторая трудность заключается в том, что фрилансеров, особенно в регионах, недооценивают - относятся к ним, как к халявщикам. С ними не заключают договора, а значит – кидают на деньги. Этот вопрос я со временем тоже решила: нашла себе клиентов в Питере и Москве. Там к фрилансу другое отношение, - платят более исправно. Вообще, этот вопрос решается предоплатой - сейчас я почти со всеми заказчиками работаю так.

Третья трудность – самоорганизация и самодисциплина. Кажется, что у тебя куча свободного времени, но это время надо правильно организовать. Если ты ничего не делаешь – ты не зарабатываешь. Особенно трудно было в первый год, когда я работала из дома: все время хотелось лежать на диване, приходилось себя буквально за уши вытаскивать с дивана за работу. Сейчас я работаю как офисный сотрудник - 6-8 часов в день, и практически не отвлекаюсь.

Ну и, конечно, - непостоянность заработка: никаких отпускных, декретных или больничных, - и приходится это учитывать, например, перед отпуском работать больше.

Несмотря на это, я во фрилансе вижу больше плюсов, чем минусов.

- Весь инстаграм и мир СММ пропагандирует развитие личного бренда. Назрел вопрос: как личный бренд может быть полезен компании?
Личный бренд для компании – это лояльная аудитория. Не секрет, что сейчас основное продвижение ведется через блогеров. Появилась такая

тенденция в последнее время: продвижение через микроблогеров стало эффективнее. К большим блогам относятся с недоверием: все знают, что там много рекламы, а вот у микроблогеров реклама не так заметна и не так часта, поэтому им доверяют больше.

Компании через блогеров доносят до аудитории информацию о своем продукте, скидках. Получается взаимовыгодное сотрудничество: я могу предложить своей аудитории скидки и бесплатные бонусы от компаний, а компании получают потенциальных клиентов. Такие вот отношения сейчас складываются между личными брендами (блогерами) и компаниями.
-Как развивать бренд компании через личный бренд?
Я бы предложила каждому ныне живущему человеку, даже если он пока не планирует открывать бизнес, начать развивать свой личный бренд. При развитом личном бренде построить компанию гораздо проще - она будет через него продвигаться.

Круто, когда у компании есть сильный лидер, лицо, человек, который позиционирует себя, как специалист, руководитель и создатель. Сейчас реклама гораздо лучше доходит, когда информация подается через такого человека.

Когда люди приходят в социальные сети, они хотят видеть других людей - именно ради этого были созданы социальные сети. На сайтах все может быть по-другому, но в соцсетях лучше заходит подход от человека к человеку. Продвигать компанию через личный бренд – самый правильный вариант, поэтому задумайтесь о сильном позиционировании кого-то из компании - лучше, если это будете Вы сами. Тогда даже после потери компании у вас останется личный бренд – и не придется начинать с нуля
-Вопрос последний и самый важный: какие советы дадите начинающим фрилансерам?
Первый совет – меньше просчитывайте риски, - начинайте действовать сразу. Фриланс и вообще смм – это труд в первую очередь интеллектуальный, то есть, по большому счету, здесь нет риска потерять закупленные расходники. У вас в голове есть все для начала - нужно только найти первого клиента. Фриланс – одно из самых простых дел для старта.

Второй момент – старайтесь делать свою работу очень качественно, иначе все ваши клиенты будут одноразовыми, а сарафанное радио будет работать против вас. Даже если вначале вы делаете работы ради набивки руки и портфолио, делайте их качественно - много не заработаете, но о вас пойдет молва, сарафанное радио начнет работать. Тогда будут и клиенты, и деньги.

Самый важный момент – работа с обратной связью. Все почему-то думают: «Раз платят немного, то можно не принимать во внимание каждое замечание и пожелание», что в корне неверно. Это касается и заключения сделки: отвечайте на любой вопрос потенциального клиента, рассказывайте о себе, давайте какие-то бесплатные бонусы. Помните, что один довольный клиент приводит еще четверых, а недовольный уводит как минимум восьмерых.
- Алёна, спасибо за Ваш профессионализм. Будем ждать встречи с Вами на форуме Online Business Russia 28 февраля!

До встречи!